Фундаментальное образование в бакалавриате:
политология и международные отношения
Политология
История (ЕГЭ)
Обществознание (ЕГЭ)
Русский язык (ЕГЭ)
В 2019 г.:
История (ЕГЭ) – 35
Обществознание (ЕГЭ) – 44
Русский язык (ЕГЭ) – 40
Международные отношения
История (ЕГЭ)
Иностранный язык (ЕГЭ) – английский, немецкий или французский
Русский язык (ЕГЭ)
В 2019 г.:
История (ЕГЭ) – 35
Иностранный язык (ЕГЭ) – английский, немецкий или французский – 26
Русский язык (ЕГЭ) – 40
Магистерские программы
С 2019 г. кафедра реализует две принципиально новые магистерские программы, разработанные с учетом тенденций развития политологического знания в современном мире и требований, предъявляемым этим миром к выпускаемым магистрам.
Программа «Академические политические исследования: логики, методологии, техники» (рук. П. Панов) ориентирована на академические исследования, в то время как «Политическое развитие в современном мире: технологии и коммуникации» (рук. К. Сулимов) — магистерская траектория, делающая акцент на исследования неакадемического, экспертно-аналитического формата. Важно при этом, что обе программы призваны дополнять и обогощать содержание друг друга.
Подробная «дорожная карта» для абитуриентов магистерских программ — на сайте Пермского университета в разделе «Поступающим» и в официальной группе кафедры Вконтакте.
«Академические политические исследования: логики, методологии, техники»
В 2020 г. по очной форме — 8 бюджетных мест и 1 место по договорам на оплату обучения.
Цель программы – формирование и отработка навыков академической работы, методологии исследований, проектирования и реализации исследовательских проектов.
Программа для тех, кому интересно заниматься исследовательской деятельностью, кто допускает для себя такую жизненную траекторию, как исследовательская карьера и имеет желание приобрести необходимые для этого навыки.
Каждый выпускник бакалавриата в какой-то мере пробовал себя в исследовательской работе – писал курсовые работы, ВКР, а кто-то готовил выступления на конференциях, публиковал научные статьи. Поэтому все понимают, что исследовательская работа – очень особый вид деятельности. С одной стороны, ее отличает монотонность процесса. Она требует ясности мысли, точности формулировок, тщательного и даже чрезмерного обоснования каждого тезиса. Надо перечитать и осмыслить уйму литературы, чтобы знать, что уже сделано в изучаемой предметной области. Надо выстроить дизайн исследования, найти необходимые для решения исследовательской задачи данные, что порой бывает непросто. Надо найти такие методы работы с данными, чтобы получился обоснованный результат. И все равно коллеги будут критиковать, находить пробелы, а значит – придется доделывать и переделывать, еще и еще раз вносить уточнения, искать более точные формулировки и убедительные обоснования.
С другой стороны, исследовательская работа невероятно увлекательна, потому что это – постоянный поиск и новые проблемы. Здесь нет «готовых и окончательных» решений, их всегда надо искать. Какие данные лучше, а какие хуже? Какие методы более адекватны? Как интерпретировать результаты? Почему они оказались не такими, как «должны быть»? Почти не бывает исследований, которые идут так, как запланировано, всегда что-то не получается, что-то заранее не было предусмотрено. Исследование – это пробы и ошибки, это вызовы и ответы, это надежды и разочарования, а потом новые надежды. Поэтому академическая деятельность требует настойчивости и твердости, сильной мотивации не бросить то, что раз за разом не получается, а снова и снова браться за решение задачи.
Магистратура по политологии в ПГНИУ – прежде всего, для тех, кто готов к деятельности, требующей постоянного, порой мучительного поиска, преодоления неудач и ошибок, кто хотел бы исследовать политику. Для этого необходим определенный объем базовых знаний о политике, основных концептов, теорий, эмпирических материалов и т.д. Поэтому программа ориентирована, в первую очередь (но не исключительно), на выпускников бакалавриата по направлению «Политология».
Примерный учебный план (академическая магистратура)
Вступительные испытания: индивидуальные достижения и письменный экзамен.
Содержание программы:
Этот курс о том, зачем сравнивать, что сравнивать и как сравнивать, чтобы получать обоснованные ответы на вопросы, которые ставит перед собой исследователь политики. Имеет ли смысл сравнивать красное яблоко и оранжевый апельсин? Зачем? Что может дать это сравнение? На какой вопрос оно позволит ответить, а в каком случае такое сравнение окажется абсурдным? Аналогичные вопросы возникают и в политических исследованиях: надо ли сравнивать, а если надо, то зачем леворадикальную политическую партию и ультраконсервативную подпольную террористическую группу; пропорциональную избирательную систему и президентскую форму правления; организацию работы аппарата Белого дома при президенте Трампе и системы общественного контроля за выживанием белых медведей в Арктике. И даже, казалось бы, очевидное сравнение демократической и республиканской партий США, политических режимов в странах Латинской Америки и т.п. на самом деле тоже проблематично: что, кроме удовлетворения собственного любопытства, даст такое сравнение? Будут ли его результаты иметь научную значимость? Но даже если имеют, возникает вопрос, как убедить коллег в том, что полученным результатам можно доверять? Для этого есть только один способ: продемонстрировать, что эти результаты получены на основе методологически корректных процедур. Именно на отработку разнообразных методов сравнительного анализа нацелен данный курс – на практике, на конкретных примерах, на собственных исследованиях магистрантов. В рамках курса будут рассмотрены разнообразные методы количественного анализа, так называемые large-N сравнения, когда в распоряжении исследователя большое количество «единиц наблюдения» с их разнообразными характеристиками. Их могут быть десятки, сотни, а порой тысячи и десятки тысяч – например, респонденты, заполнившие анкету; депутаты представительных органов; тексты в социальных медиа и т.п. Как не утонуть в этом массиве данных? Как отобрать нужное для исследования? Бывает и наоборот, когда характеристик много, а «единиц наблюдения» мало, и тогда уместно использовать методы качественного сравнительного анализа (QCA). Для применения этих методов в ходе данного курса будут освоены технологии работы в специализированных программных пакетах R и SPSS. Можно пойти иным путем и выбрать несколько интересных отдельных случаев и изучить их более глубоко и основательно (так называемые small-N сравнения). На этом пути, однако¸ тоже немало подводных методологических камней: как правильно отобрать эти случаи, сколько их должно быть, чтобы можно было сделать обобщение полученных результатов, когда и как это возможно?
Дисциплина представляет собой курс, в ходе которой осваивается компетенция по применению разнообразных современных методов политических исследований для реализации исследовательских проектов. В результате изучения курса студенты овладевают навыками использования количественных и качественных методов анализа политического текста. Наряду с этим развиваются навыки работы с программными ресурсами, использование которых позволяет проводить исследование больших массивов политических текстов. Особое значение в обучении уделяется наряду с контент-анализом развитию навыков использования различных методик качественного дискурс-анализа. Перспективные методики дискурс-анализа открывают возможности работать как со структурой политических текстов и их формальными лингвистическими единицами, так и научиться определять «узловые точки» текста, выстраивать цепочки эквивалентности, моделировать когнитивные карты текстов и оценивать их идеологическую подоплеку.
Феномен политической власти и практики его осмысления являются центральными в предметном поле политических наук. Правомерным является утверждение о том, что именно политическая власть во всех ее измерениях и ипостасях, многообразии функционирования, жизни в поле политики является его связующим и системообразующим звеном. Именно через призму феномена политической власти можно рассматривать и объяснять иные политические явления, события, процессы. Дисциплина «Политико-властные отношения: методология исследования» нацелен на формирование навыка осмысления и интерпретации феномена политической власти с помощью различных теоретико-методологических подходов, сложившихся в социальных науках. В результате освоения данной дисциплины выпускник познакомится с разнообразными социальными и политическими теориями, позволяющими понимать и интерпретировать политико-властные отношения; научится использовать их в исследовательской практике.
Проблематика исследования территориальных сообществ в настоящее время приобретает важное прикладное значение. В современных условиях все чаще актуальным становится поиск ресурсов идентичности, позволяющих облегчить решение задач сплочения сообщества общими символами и ценностями, а также узнаваемости территории и укрепления его позиций в сетях взаимодействий. Поиск эффективного исследовательского инструментария и освоение методик, позволяющих анализировать указанные практики, с одной стороны, и их приложение в управленческих целях, с другой, определяют актуальность курса «Методы исследования территориальных сообществ». Дисциплина будет представлять собой курс лекций и практических занятий, направленный на приобретение и развитие навыков анализа территории (региона, города, внутригородских районов) как пространства социально-политических и социо-культурных взаимодействий. В ходе курса студенты овладеют навыками применения методов пространственного анализа, когнитивного моделирования и картографирования с помощью современных методов и перспективных информационно-коммуникационных технологий. Новаторским ракурсом курса станет изучение методик анализа символических источников, памятных мест.
Курс построен на анализе кейсов и нацелен на формирование понимания объяснительных возможностей политической науки у тех, кто не включен вообще или недостаточно включен в академический политологический контекст.
Суть и смысл курса – помочь стать «сознательным» мыслителем, то есть ученым, который «всегда понимает исходные посылки и скрытые смыслы своих действий» (Ч.Р.Миллс). По меткому и едва ли устаревшему диагнозу Джованни Сартори масса политических ученых тяготеет к двум порочным полюсам: «несознательному» и «сверхсознательному». При этом, по крайней мере на поверхности, между ними оказывается много общего – метод исследования (как технология) торжествует над методологией, то есть самой логикой и основаниями научного исследования. Рецепт избегания этих крайностей на словах прост – «золотая середина». Но что это значит? «В фундаментальном смысле методология невозможна без логоса, без размышления о мышлении» (Дж.Сартори). Эпистемология как раз про это – и данный курс про то, как возможно политическое знание, и в каких разных парадигмах и логиках возможны и продуктивны исследования политики. При этом этот курс не про то, к какому парадигмальному подходу присоединиться. И уж тем более не про то, какую теорию или методы выбрать для конкретного исследования – это каждому придется решать самому. Политическая наука – эклектичная наука (Г.Алмонд). Это значит, что в ней уживаются разные, в том числе прямо противоположные и отрицающие друг друга подходы. И строго говоря, нет нужды становиться сектантом одного из них – ведь это и означает прибиться к одному из порочных полюсов. Это, правда, не значит, что можно свободно менять парадигмальные подходы «для целей исследования» как перчатки. Именно потому, что они не сводятся к исследовательским техникам и технологиям. Но можно научиться видеть их сильные и слабые стороны, понять и освоить их познавательную ценность. Кроме того, этот курс призван помочь почувствовать гордость за выбор социальной науки в качестве профессиональной стези, и политической науки – в частности. Ведь социально-гуманитарное знание явно сложнее любого (не указывая пальцем…) другого – потому что только в нем невозможно поставить окончательную точку в исследовательском вопрошании – а почему так? – в ответ на каждый новый результат. Наконец, рефлективность и парадоксальность политического знания постоянно «искривляют» саму политику и политическое (и соответственно исследования их) в разных парадигмах и логиках – и нужно умудряться быть на ты с этими искривлениями.
Логика построения дизайна исследовательского проекта, а главное – это будет «место» для коллективной работы участников программы – и студентов, и преподавателей. В рамках НИС будут презентации и обсуждения результатов исследований и новых исследовательских проектов.
В рамках этого курса у магистрантов не будет возможности не прокомментировать актуальную политическую новость, избежать выступления на радио или в блоге, не написать несколько экспертных текстов про политику в пермские издания. При этом все это делать надо будет лучше, чем делают это сейчас из тех, кто отвечает за политику, кого принято смотреть, слушать или читать. Большая миссия курса – повысить качество публичной политической экспертизы в современной России и предоставить магистрантам возможность активно в этом участвовать – к их и общей пользе. Курс призван помочь магистрантам продуктивно использовать достижения академического политического знания в прикладном отношении.
В рамках практик будут отрабатываться навыки академического письма – academic writing, а также проведения политико-социологических исследований, включая полевую работу.
«Политическое развитие в современном мире: технологии и коммуникации»
В 2020 г. по очной форме — 8 бюджетных мест и 1 место по договорам на оплату обучения.
Цель программы – сформировать знания о мире политики, навыки ее анализа и коммуникации для успешной карьеры в сфере науки и образования, политико-административного управления, политической журналистике, в области экспертизы политических процессов.
Программа интересна как для выпускников бакалавриата /специалитета факультетов политологии, международных отношений, истории, филологии, журналистики, философии, права, регионоведения, географии, социологии, так и всех интересующихся современной политикой и желающих приобрести конкретные социально-технологические навыки в ее понимании и интерпретации.
Программа ориентирована на формирование навыков анализа данных, чтения и письма (публицистика, эссе, аналитика), презентаций, коммуникаций разных форматов (интервью, переговоры, дебаты, публичные выступления перед разными аудиториями), проектной работы, публичной политической экспертизы.
Выпускники магистерской программы могут реализовать себя в качестве специалистов и экспертов в различных сферах деятельности, сопряженной с современной политикой и международными отношениями:
- печатные и интернет-медиа,
- креативные индустрии,
- частные, государственные и общественные социальные проекты, в т.ч. международной направленности
- образование и просветительская деятельность в области современной политики и международных отношений,
- аналитические и экспертные службы,
- PR & GR.
Базовый модульный курс про разные измерения/стороны политики: институциональные, территориальные, уровневые и т.п., который будет вводить и/или углублять в мир политики.
Курс построен на анализе кейсов и нацелен на формирование понимания объяснительных возможностей политической науки у тех, кто не включен вообще или недостаточно включен в академический политологический контекст.
Курс нацелен на формирование набора практических навыков, в том числе в отношении поискового анализа данных, баз данных, визуализации данных, использования актуальных программных пакетов и т.п.
В рамках этого курса у магистрантов не будет возможности не прокомментировать актуальную политическую новость, избежать выступления на радио или в блоге, не написать несколько экспертных текстов про политику в пермские издания. При этом все это делать надо будет лучше, чем делают это сейчас из тех, кто отвечает за политику, кого принято смотреть, слушать или читать. Большая миссия курса – повысить качество публичной политической экспертизы в современной России и предоставить магистрантам возможность активно в этом участвовать – к их и общей пользе. Курс призван помочь магистрантам продуктивно использовать достижения академического политического знания в прикладном отношении.
Модульный курс, включающий в себя проблематику города в теории и на практике, имиджевой политики и брендинга территорий, менеджмента в сфере образования, культуры и науки.
Нередко можно услышать выражение: «Политика – это игра». Сравнение политики с игрой, как правило, носит нелестный для политики и политиков характер. А можно ли «научиться политике», играя? Использовать игровые методы, чтобы понять политику? Чтобы стать экспертом в сфере политики? Авторы курса «Современные технологии интеллектуальной активности в политике» уверенно отвечают: «Можно!». В рамках курса можно познакомиться с основными принципами игрового моделирования, с примерами организации ролевых игр по политическим сюжетам, а также с политическими симуляторами в видеоиграх. Такие знания важны и сами по себе. Но их ценность возрастает, когда знания используются для формирования и отработки навыков игрового моделирования политических сюжетов, для продвижения результатов групповой и индивидуальной активности публичного эксперта в политике. В процессе обучения студентам станут понятными и доступными составление модерационных и ментальных карт, метричных диаграмм, анализ полей и методика форсайта. Как определенный итог, в завершение курса будут апробированы полученные навыки организации групповой интеллектуальной активности на одной из значимых социально-политических тем сообщества (местного, городского, профессионального и пр. – по выбору студента).
Практико-ориентированный исследовательский семинар для презентации и обсуждения подготовленных магистрантами проектов.
В центре изучения курса лежит информация как политический и как управленческий ресурс. Мы научимся понимать язык политики, анализировать политическую речь, политический дискурс и политическую риторику. Магистранты погрузятся в жанровое пространство политических речей и смогут не только найти отличия между поздравительной речью и отчетным докладом, но и подготовиться к участию в предвыборной агитации и парламентских дебатах. Благодаря работе с понятиями «информационная политика», «киберполитика», «цифровая демократия», мы выявим особенности создания текстов для организаций и веб-пространств, овладеем такими способами представления информации, как визуализация, прототипирование, story telling, сценарии, слайдология, road map, dash board, инфографика. Особое внимание уделим усвоению правил дискуссии и спора и навыков ведения переговоров. Знание речевых коммуникаций и технологий выступления в СМИ отработаем на практиках подготовки комментариев для ТВ и участия в прямых эфирах на телевидении и радио.
Курс направлен на формирование и навыков переводческой деятельности, основанных на знании лингвострановедческих особенностей работы переводчика.
Аспирантура
Кафедра осуществляет обучение в аспирантуре по направлению подготовки кадров высшей квалификации 41.06.01 «Политические науки и регионоведение». Выпускники аспирантуры специализируются в области исследования институциональных и социокультурных измерений политики.
50
бюджетных мест в 2018 году
Приём в 2019 году
Актуальная информация о приеме опубликована на сайте Пермского университета в разделе «Поступающим» .