2019-2021 гг.
«Институционализация этничности в политике идентичности российских республик: комплексный сравнительный анализ»
(РФФИ № 19-011-00810 А)
Руководитель: М. В. Назукина
Проект направлен на исследование характерных особенностей проявления этничности и ее институционализации в региональной политике идентичности российских республик. Исследование фокусируется на решении методологической задачи по отработке методов исследования проявления этничности в политическом курсе.
«Субнациональный регионализм и динамика многоуровневой политики (российские и европейские практики)» (РНФ № 19-18-00053)
Руководитель: П. В. Панов
Проект нацелен на определение масштабов и механизмов влияния разновидностей и моделей субнационального регионализма (в ряду других факторов) на динамику многоуровневой политики.
«Локализация этнических меньшинств в рамках политико-административных границ как фактор политизации этничности на субнациональном уровне: российские практики в контексте мирового опыта» (РФФИ № 19-011-00257 А)
Руководитель: П. В. Панов
Фундаментальная научная задача, на решение которой направлен данный проект, заключается в теоретическом обосновании и эмпирической проверке влияния различных форматов локализации этнических меньшинств в рамках политико-административных границ на разнообразные проявления политизации этничности на субнациональном уровне.
«Экономическое неблагополучие и политическая подотчетность в электоральных автократиях» (РФФИ № 19-011-00430)
Руководитель: А. В. Семёнов
В фокусе проекта находится поиск ответа на вопрос о том, каким образом граждане в недемократиях наделяют ответственностью политических лидеров и какие механизмы оказываются задействованы в обеспечении подотчетности за политический курс в условиях сужающихся экономических возможностей?
«Война и мир в вызовах европейской безопасности (POWERS)» № 599962-EPP-1-2018-1-RU-EPPJMO-Network (программа Жана Монне Европейской Комиссии)
Координатор от ПГНИУ: Л. А. Фадеева
Проект нацелен на преодоление трудностей и противоречий в восприятии международной безопасности (ЕС, Ближний Восток, Турция, Россия) для обеспечения многостороннего подхода к ответам на европейские проблемы безопасности и формирования общего восприятия угроз европейской безопасности.
2018-2020 гг.
«Языковые режимы в современной России: эффекты языковой преференциальной политики в полиэтнических регионах» (РФФИ №18-011-00763 А)
Руководитель: Н. В. Борисова
Проект нацелен на выявление и объяснение региональных вариаций влияния языковой префенциальной политики на состояние межэтнических отношений в полиэтнических регионах современной России. Объясняется связь между содержанием и характером языковой преференциальной политики, спросом на неё и складывающимися в сообществе и его сегментах практиках использования языка(ов).
2018-2019 гг.
Руководитель: С. Н. Шкель
Проект направлен на исследование моделей управления локального уровня и влияния политико-институционального дизайна муниципалитетов на качество распределения публичных благ на примере Пермского края.
«Факторы коллективной мобилизации в России: кросс-региональный анализ» (РФФИ № 18-311-00195)
Руководитель: А. В. Семёнов
В каких обстоятельствах и почему российские граждане мобилизуются на протестные акции? Какие контекстуальные факторы способствуют / препятствуют мобилизации? Каков репертуар, цели и динамика публичных протестов в России? Проект призван ответить на данные вопросы путем систематического сбора и анализа данных о факторах коллективной мобилизации в регионах России.
«Социально ориентированные НКО и региональные органы власти России: модели эффективного взаимодействия для оказания социальных услуг населению» (РФФИ № 18-311-00075\18)
Руководитель: В. Д. Бедерсон
Фундаментальная научная задача, на решение которой направлено исследование, связана с проблемой поиск граница автономности и эффективности во взаимодействии между государственными органами (органами власти) и независимыми общественными организациями.
2016-2018 гг.
«Консультативно-совещательные органы в контексте реализации государственной национальной политики в современной России: региональные модели и практики» (РФФИ № 16-03-00121-ОГН)
Руководитель: К. А. Сулимов
Проект направлен на исследование эффективности региональных моделей функционирования консультативно-совещательных органов в сфере межнациональных отношений в разрезе достижения целей государственной национальной политики и обеспечения представительства этнонациональных групп.
В результате проекта была создана и опубликована для свободного использования база данных консультативно-совещательных органов (КСО) по межнациональным отношениям в субъектах Российской Федерации (http://www.polit.psu.ru/kso_project.htm).
База состоит из двух частей: основная с данными на 2016-17 год, и дополнительная, с обновлениями на 2018 год. Она явилась эмпирической основой для серии кросс-региональных исследований. База данных содержит информацию о региональных моделях и практиках КСО в субъектах Российской Федерации. Структурно данные разбиты на 4 смысловых блока, содержащих 24 переменные: 1) организационная форма, правовая включенность в реализацию государственной национальной политики и уровень КСО по отношению к органам власти субъекта РФ; 2) институциональная укорененность института КСО по межнациональным отношениям в политическом региональном поле; 3) степень публичности и доступности информации о деятельности КСО; и 4) представительство референтных групп в КСО. Отбор КСО в качестве единиц наблюдения осуществлялся путем применения следующих критериев: 1) один действующий КСО от региона; 2) наличие в составе КСО представителей этнических общественных объединений, организаций и общин, а также национально-культурных автономий и ассоциаций; 3) институциональная аффилиация КСО с высшим должностным лицом субъекта РФ.
Выборка единиц наблюдения составила 78 КСО в 78 субъектах РФ.
Исследование позволило сформулировать три функциональные модели КСО: инструмент координации и делиберации («мозговой центр»), инструмент обратной связи («центр поддержки») или инструмент легитимации («пиар-инструмент»).
Проанализирована динамика степени публичности и открытости КСО. Выявлено наличие положительной связи между оценкой населением состояния межнациональных отношений в регионе и индексом публичности КСО. В свою очередь отрицательная динамика индекса публичности наблюдается там, где этническое представительство падает или ниже среднего.
Выявлен ряд дефицитов в отношении создания и функционирования КСО, учет которых важен при принятии и реализации решений в области государственной национальной политики.
Во-первых, в значительном количестве субъектов РФ консультативно-совещательные органы по межнациональным отношениям не включены в качестве механизма в документы стратегического планирования субъектов РФ по национальной политики – это потенциально указывает на их слабость в нормативном отношении и необязательность для реальной практики реализации государственной политики.
Во-вторых, явно недостаточной представляется степень публичности КСО по межнациональным отношениям во многих субъектах РФ и доступность информации об их деятельности. Между тем, публичность и доступность являются ключевыми факторами эффективной реализации КСО своей целевой функции.
В-третьих, в очень многих случаях неочевидна логика формирования и конфигурации персонального состава КСО по межнациональным отношениям. Необходимо, чтобы используемый подход был понятен (через механизмы публичности и прозрачности) всем заинтересованным сторонам, что также является условием эффективности деятельности КСО.
Перечисленные проблемы могут (в совокупности с другими факторами) оказывать негативное влияние не только на функционирование самих КСО, но и на реализацию государственной национальной политики как таковой. Поэтому представляется необходимым их преодоление
«Продолжение конкурсной поддержки программ развития научных журналов с целью их вхождения в международные наукометрические базы данных» (Минобр РФ, НП НЭИКОН №МОН2018/64)
Руководитель: Л. А. Фадеева
Цель проекта – продвижение научных журналов; в рамках реализации заявленной цели предметом продвижения выступил журнал «Вестник Пермского университета. Политология».
В результате реализации проекта обновлен и вдвое увеличен состав редколлегии журнала за счет ученых с высокими рейтинговыми показателями. Создан новый сайт журнала, отвечающий всем требованиям репрезентации научных журналов в мировом пространстве. Осуществлен переход журнала на систему «электронной редакции» на платформе Open Journal System, введена система присвоения DOI статьям, опубликованным в журнале.
2015-2018 гг.
«Исследования Европейского союза: государственное устройство, политика и культура» (программа Жана Монне Европейской Комиссии № 565030-EPP-1-2015-1-RU-EPPJMO-MODULE)
Руководитель: Л. А. Фадеева
Проект, реализуемый в рамках программы Жана Монне, нацелен на развитие исследовательского потенциала в рамках тематики, связанной с Европейским союзом.
В ходе проекта был подготовлен и апробирован модуль, издано учебное пособие, проведен ряд мероприятий, таких, как вебинар «Как изучать Европейский Союз» в рамках IX Всероссийской Ассамблеи молодых политологов 27 сентября 2016 г. с участием профессоров МГИМО (У) И.М. Бусыгиной и Н.Ю. Кавешникова, профессора Сиенского университета Маурицио Котта, научных сотрудников Института Европы РАН Анны Азаньян и Любовь Биссо. В ходе вебинара обсуждались вопросы о методологическом инструментарии, содержании и структуре европейских курсов.
Другие мероприятия – круглые столы по европейской идентичности 11 октября 2016 г. и «Европейский Союз: проблемы и перспективы» 30 октября 2017 г., способствовали уточнению основных пунктов дискуссии по европейским исследованиям.
Результатом проекта стали публикации, подготовленные студентами в рамках работы по модулю.
2015-2017 гг.
«Обеспечение баланса в межнациональных отношениях: региональные автономии, целостность государства и права этнических меньшинств» (РНФ № 15-18-00034)
Руководитель: П. В. Панов
Проект нацелен на выявление условий эффективности региональной автономии в достижении и поддержании баланса в межнациональных отношениях, в обеспечении целостности государства и прав этнических меньшинств. Один из ключевых итогов проекта – созданный электронный «Атлас этнических региональных автономий современного мира» (http://identityworld.ru/shop)
Подробная информация о реализованном проекте – на сайте РНФ (http://rscf.ru/prjcard_int?15-18-00034)
2014-2016 гг.
Европейские университеты в меняющемся мире: институциональная трансформация и стратегии взаимодействия с сообществами (РГНФ № 14-03-00501)
Руководитель: Г. А. Данилова
В рамках данного проекта исследователей интересовал поиск ответов на спектр разнообразных вопросов: каковы векторы и динамика институциональной трансформации европейских университетов? в какой мере и каким образом университеты участвуют в решении проблем, значимых для современных европейских сообществ? занимают ли университеты ведущие позиции в определении векторов общественного развития? выступают ли в роли ключевых акторов в процессе социальных изменений? и прочие.
Процессы глобализации экономики и образования, дигитализации и информатизации обществ, изменения в структуре европейского общества под влиянием функционирования социального государства и государства всеобщего благоденствия являются серьезными внешними факторами, стимулирующими и обуславливающими серьезную институциональную трансформацию, которую переживает высшее образование и наука в лице университетов стран ЕС. Эта трансформация проявляется в т.ч. и в изменении структуры и правил жизни университетов как научных и образовательных центров, с одной стороны, а также, как представляется, влияет на стратегии взаимодействия университетов с сообществами. Таким образом, в исследовательском отношении актуальными оказываются следующие вопросы: Каковы векторы и динамика институциональной трансформации европейских университетов? В какой мере и каким образом университеты участвуют в решении проблем, значимых для современных европейских сообществ? Занимают ли университеты ведущие позиции в определении векторов общественного развития? Выступают ли в роли ключевых акторов в процессе социальных изменений? В период радикальных изменений в обществе служат ли они посредниками при формировании новых институтов и ценностей, местом рекрутирования новых элит? Научная проблема, на решение которой направлен данный проект, связана с выявлением и характеристикой стратегий взаимодействия университетов с сообществами в условиях институциональной трансформации высшего образования и науки в современной Европе. Комплексное изучение взаимовлияния институциональной трансформации университетов, как образовательных центров, так и производителей экспертного и научного знания, с одной стороны, и участия университетов в процессах политико-культурного и социально-экономического изменения современного общества, с другой стороны, не предпринималось. Анализ стратегий взаимодействия проводится на небольших, но старых европейских городах – университетских центрах, значительную долю жителей которых составляют студенты, в т.ч. выходцы из других стран, регионов Европы и мира. Сравнительный анализ случаев был направлен на выявление конфигурации наиболее значимых в каждом случае внутренних и внешних факторов институциональной трансформации университетов, содержание и формы этой трансформации, а также взаимозависимости этих процессами с практиками взаимодействия университетов с сообществами.
2014-2015 гг.
Дифференциация стратегий региональных властей в отношении муниципалитетов в Пермском крае: факторы, условия, результаты и эффекты (РГНФ № 14-13-59006 а(р)
Руководитель: Н. В. Борисова
Проект направлен на выявление факторов и эффектов дифференциации стратегий региональных властей в отношении муниципалитетов в Пермском крае под углом зрения соотношения самостоятельности / субординации.
Взаимоотношения между разными уровнями публичной власти – одна из ключевых предметных областей политической науки. Особое значение в современных условиях приобретают вопросы взаимодействия между региональными властями и муниципальными образованиями. С одной стороны, налицо тенденция выстраивания «вертикали власти», то есть стремление выстроить субординацию. С другой стороны, властная вертикаль имеет очевидные пределы. Региональная власть способна устанавливать приоритеты и обеспечивать субординацию лишь в отдельных сферах политики, но не в состоянии полностью контролировать муниципалитеты. Значительная часть публичных проблем решается на местах, и существенная часть публичных ресурсов по факту распределяется муниципальными органами власти. В этих условиях представляется весьма актуальным выяснить, каковы стратегические приоритеты региональных властей, почему и как они дифференцируются, насколько подвержены изменению. В ходе реализации проекта выявлены и систематизированы политико-институциональные процедуры и механизмы субординации муниципальных образований со стороны региональных властей, наиболее типичные практики взаимоотношений региональной администрации и муниципалитетов. На основании этого сформулированы доминирующие модели взаимодействия региональных властей и муниципалитетов под углом зрения соотношения самостоятельности / субординации. Смысл этих результатов – в преодолении характерного для отечественных исследований нормативного представления о существующей системе взаимоотношений между государством и МСУ в современной России.
2013-2017 гг.
«Европейская идентичность, культурное разнообразие и политические изменения» (7 рамочная программа Европейской Комиссии)
Координатор от ПГНИУ: Л. А. Фадеева
Проект нацелен на развитие академической мобильности по проблематике европейской идентичности.
Партнёрами выступили университеты Сиены, Геттингена, Бордо, Бирмингема, Будапешта, Кишинева, Краснодара, Воронежа, Перми. Со стороны Пермского университета было организовано 18 месячных стажировок преподавателей кафедры политических наук в вузы-партнеры Европы, были приняты визиты 14 представителей партнёрских вузов, проведен ряд мероприятий и подготовлены публикации по проблематике проекта.
2013-2015 гг.
«Университет и сообщества: европейский опыт и российские практики» (РГНФ № 13-03-00060а)
Руководитель: К. А. Пунина
Проект направлен на кросснациональное сравнительное исследование феномена фрагментации политического порядка в современных политиях.
Если в европейской и американской традиции данный конструкт воспринимается как закономерный аспект деятельности университета наряду с образованием и наукой, то в отечественном научном дискурсе, а также в практике выстраивания отношений с сообществом российскими вузами представление о «третьей роли» носит более размытый характер и увязывается с любыми действиями, ориентированными на взаимодействие с региональными (городскими) стейкхолдерами. При этом важен тот факт, что феномен социальной функции вуза по-прежнему слабо рефлексируется топ-менеджментом российских университетов и реализуется не системно, а скорее, как инициатива отдельных университетских групп. Университеты свои миссии в синтезе изменений и стабильности. Университет не может подвергать риску свою институциональную стабильность и выстраивать курс в зависимости от изменений политической конъюнктуры.
В рамках проекта разработана и верифицирована теоретико-методологическая модель интеграции университетов и региональных сообществ, обобщены ключевые модели и формы такой интеграции на примере российских и европейских университетов, определены факторы, оказывающие влияние на динамику интеграционных процессов, а также разработана методика количественной оценки развития социальной функции в российских вузах с использованием открытых и общедоступных данных.
2012-2014 гг.
«Граждане «разного сорта»? Варианты институционализации фрагментированного политического порядка в XXI веке: факторы, условия, эффекты» (РГНФ № 12-33-01016а1)
Руководитель: П. В. Панов
Проект направлен на кросснациональное сравнительное исследование феномена фрагментации политического порядка в современных политиях.
Фрагментация политического порядка в современных политиях проявляется в том, что для членов некоторых социальных групп более важной оказывается не гражданская, а специфические групповые идентичности (этнокультурные, религиозные, племенные и т.п.). Это порождает мощные конфликты, которые нередко приводят к дезинтеграции и распаду государств. В то же время немало случаев, когда удается достичь компромисса, и тогда происходит институционализация фрагментированного порядка в рамках сложившегося государства. Как правило, это проявляется в «дифференциации гражданства», когда различные категории граждан получают неравный доступ к политическим позициям и ресурсам.
В ходе реализации проекта были систематизированы и проанализированы различные варианты институционализации фрагментированного порядка. Это позволило лучше понять, каковы источники, потенциал и векторы вероятных трансформаций российского политического порядка.
2012-2013 гг.
«Социальные медиа как катализатор кросснационального обучения» (ERANET.RUS) (РГНФ № 12-23-19002а (м))
Руководитель: Л. А. Фадеева
Проект ориентирован на стимулирование исследовательского интереса к социальным медиа как сфере общественно-политического взаимодействия, а также к возможности использовать их в преподавательской деятельности.
В результате реализации проекта были изданы два учебных пособия: «Нескучные советы студентам и аспирантам: как написать научный текст: учебное пособие» / под ред. Л.А.Фадеевой, Е.В. Стяжкиной. — Пермь, 2012. и «Научная работа студента в эпоху Интернет». под ред. Е.В. Стяжкиной, Л.А. Фадеевой. — Донецк, 2012.
«"Политика бездействия" на муниципальном уровне: модели, факторы и формы реализации» (РГНФ № 12-13-59004а)
Руководитель: К. А. Сулимов
Проект посвящен выявление роли и места «политики бездействия» (понятие описывает политические курсы и практики, связанные с ситуациями «нерешения» и замалчивания общественно значимых вопросов) в общественной жизни современной России на муниципальном уровне (на примере городов Урала).
В рамках данного проекта использовано в эмпирическом исследовании политических процессов на муниципальном уровне понятие «политика бездействия», описывающее политические курсы и практики, связанные с ситуациями «нерешения» и замалчивания общественно значимых вопросов. Проект направлен на выявление роли и места «политики бездействия» в общественной жизни современной России на муниципальном уровне (на примере городов Урала). Теоретической основой исследования избрана концепция «реализации власти в условиях непринятия решений», предложенная в 1960-е гг. американскими политологами П.Бахраком и М. Барацем [P.Bahrach, M.S. Barats, 1962, 1963]. В ее рамках предлагается рассматривать власть не только как ситуацию, когда А участвует в решениях, которые воздействуют на Б, но и когда А направляет свою энергию на создание или усиление таких социальных и политических ценностей и институциональных практик, которые ограничивают пространство публичного обсуждения, включая в повестку дня только те вопросы, которые являются сравнительно безопасными для А. Вместе с тем, концепция «реализации власти в условиях непринятия решений» имеет достаточно узкий горизонт рассмотрения, потому что была разработана в рамках теоретической дискуссии о природе политической власти. Эта концепция не описывает как те или иные общественно значимые, в том числе, и потенциально значимые вопросы включается или не включаются в повестку дня, каковы механизмы и условия превращения публичной повестки дня в политико-административную повестку. Для достижения цели проекта предполагается концептуализировать понятие «политика бездействия» в более широком контексте, произвести таксономическое описание феномена «политика бездействия». В качестве исследовательских случаев будут выступать локальная политика в городах Урала.
2011-2013 гг.
«Институт преемника: модель воспроизводства власти и перспективы модернизации в современном мире» (РГНФ № 11-03-00198а)
Руководитель: Н. В. Борисова
В ходе реализации проекта была изучена природа и выявлены некоторые закономерности функционирования таких явлений, как «преемники» и «преемничество».
«Преемник» – один из вариантов смены лидера, для которого характерна вполне определенная качественная персональная связь между прежним лидером и новым. В наши дни этот вариант стал достаточно актуальным, особенно для стран, где сложились гибридные политические режимы. Проведен сравнительный анализ конкретных случаев смены власти в России, странах постсоветского пространства, а также в Африке, Латинской Америке, Южной и Юго-Восточной Азии.
2011-2012 гг.
«Множественные идентичности в ЕС: институциональный вызов или политический ресурс?» (программа Жана Монне Европейской Комиссии № 201701-LLP-2011-RU-AJM-IC)
Руководитель: Н. В. Борисова
Проект, реализуемый в рамках программы Жана Монне, нацелен на проведение мероприятий, тематически связанных с феноменом множественных идентичностей в Европейском союзе.
В ходе реализации проекта проведены конференция, семинар и мастер-классы по проблематике, связанной с разными измерениями европейской идентичности: политической, региональной, гендерной и т.п.
2010-2012 гг.
«Борьба за идентичность и новые институты коммуникаций» (Фонд МакАртуров № 09-95275-000-GSS)
Руководитель: Н. В. Борисова
Проект направлен на формирование и институциональное оформление открытого междисциплинарного и межрегионального сообщества исследователей, специализирующихся на изучении идентичности.
Проведенные в рамках проекта мероприятия институционализировали исследовательские связи как внутри политологического цеха, так и за его пределами, с представителями других наук социогуманитарного профиля. Кумулятивным эффектом реализации проекта стало формирование сообщества исследователей — гуманитариев и обществоведов — специализирующихся на изучении идентичности и сопряженных с нею феноменах. Укрепленные в ходе реализации проекта многосторонние связи с региональным сообществом способствовали самоидентификации университета как значимого субъекта регионального развития.
По проблематике проекта издана коллективная монография.
2010-2011 гг.
Городские коалиции и локальное управление в современной России (РГНФ № 10-03-82305а/У)
Руководитель: К. А. Сулимов
Данный проект фокусировался на изучение феномена городских коалиций, факторов, влияющих на их формирование и изменение, а также форм и вариаций включенности участников коалиций в процесс городского управления.
Данный проект фокусировался на изучение феномена городских коалиций, факторов, влияющих на их формирование и изменение, а также форм и вариаций включенности участников коалиций в процесс городского управления, как в региональных столицах, так и во «вторых» по значению и экономическому весу, прежде всего, городах. Основной предмет изучения — влияние коалиционной политики на качество городского управления в современной России. В проекте разработаны и верифицированы модели взаимовлияния коалиционной политики и городского управления в региональных столицах и малых городах современной России. В качестве факторов, влияющих на городское управление, выделяются: формы, способы участия в городском управлении организаций и структур третьего сектора и бизнеса, влияние региональной администрации на локальный политический курс, экономический кризис 2008-9 гг., создание единого информационного пространства посредством технологий e-government и т.н. «социального менеджмента». Результаты исследования имеют прикладное значение для политической регионалистики и урбанистики: предложенные модели могут быть использованы в дальнейших исследованиях городской политик, как в России, так и за ее пределами, а также непосредственно в процессе принятия решений на локальном уровне.
«Гражданственность, партикуляризм, клиентелизм? Варианты институционализации электоральных практик в Пермском крае в зависимости от формальных характеристик выборов и политического контекста» (РГНФ № 10-03-82311а/У)
Руководитель: П. В. Панов
Проект нацелен на осмысление вариантов институционализации электоральных практик в зависимости от формальных характеристик выборов и политического контекста на материале Пермского края.
При изучении электорального поведения избирателей в центре внимания исследователей оказывается преимущественно выявление социально-экономических, демографических, географических и иных факторов, которые влияют на голосование за ту или иную партию (кандидата). Очевидно, однако, что взаимодействия между политиками и избирателями не всегда сводятся к обсуждению политических программ.
В рамках данного проекта акцент был сделан на такой вопрос, как коллективное осмысление выборов и возникающие вследствие этого разные модели электоральных практик: гражданские (голосование как выбор между альтернативными политическими курсами), ритуально-сакральные (демонстрация приверженности сакральной идее), примордиалистские (подтверждение групповой лояльности), персоналистские (клиентелизм) и инструменталистские (продажа голосов).
«Идейно-символическое пространство политики в постсоветской России: структура, динамика, институциональная среда, акторы» (РГНФ № 10-03-00209)
2009-2010 гг.
«Дистрибуция ресурсов в Пермском крае и политические процессы на локальном уровне» (РГНФ № 09-03-82301а/У)
2007-2008 гг.
«Институциональные основания устойчивости и фрагментации политического сообщества в постсоветской России: Концептуальный и эмпирический анализ» (РГНФ № 0703-00251а)
«Политизация локальных сообществ: возможность и действительность» (РГНФ № 07-03-82309а/У)
«Политические сообщества в гражданско-политической и научной перспективах» (Фонд МакАртуров №06-86349-000-GSS)
Руководитель: Л. А. Фадеева
В ходе проекта анализу подвергались как аналитические категории, так и реальные современные феномены, связанные с политическими сообществами. В результате использования междисциплинарного исследовательского подхода проведена междисциплинарная конференция, издан сборник научных трудов по ее результатам.
Результаты проекта выразились в активизации взаимодействия пермских политологов с НКО по проблеме сообществ: исследовании правозащитных, молодежных, гендерных сообществ; привлечении членов НКО к участию в мероприятиях по проекту; в участии членов кафедры в мероприятиях, организованных НКО – публичных лекциях, семинарах и т.п. Полученные результаты могут быть использованы общественными организациями в практической деятельности по мобилизации гражданской активности, развитию гражданского общества.
В результате проекта произошла активизация взаимодействия с региональными властями по поводу политического потенциала сообществ: в программах гражданского образования, по развитию политической культуры; мероприятиях, организованных властями (например, российско-германском молодежном парламенте); в подготовке экспертных оценок и аналитических записок.
Издана монография Сообщества как политический феномен / под ред. П.В. Панова, К.А. Сулимова, Л.А. Фадеевой. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. – 248 с. – (Политология России) (http://www.polit.psu.ru/1004092.htm).
2006-2008 гг.
«Молодежное движение и молодежная политика в России: современное состояние и перспективы развития (сравнительный региональный анализ)» (РГНФ 06-03-00081а)
Руководитель: Л. А. Фадеева
Проект нацелен на проведение сравнительного регионального анализа для выявления современного состояния и перспектив развития молодежного движения и молодежной политики в России.
Практическая часть исследования выразилась в проведении ряда экспертных интервью с работниками комитета по молодежной политике Пермского края, а также социологического исследования «Политический потенциал и политическая активность студенческой молодежи». Общий объем выборочной совокупности составил 565 респондентов.
2006-2007 гг.
«Пермский край как «политический проект»: объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в контексте реформы федеративных отношений в России» (РГНФ №06-03-82302а/У)
Проект по переводу зарубежной литературы на русский язык NISPAcee (Сеть институтов и школ по исследованию публичной администрации стран Центральной и Восточной Европы)
Руководитель: Л. А. Фадеева
Проект был инициирован сетью NISPAcee с предложением выбрать интересующее издание, организовать его адекватный перевод и публикацию. В результате была переведена на русский язык и издана монография «Coalitions of the Unwilling?: Politicians and Civil Servants in Coalition Governments».
2006 г.
«Региональные политические процессы в РФ в «эпоху Путина»: унификация или диверсификация?» (РГНФ №06-03-00078а)
2004 г.
«Консолидация локальной демократии и развитие региональной политической культуры: социальные и культурные аспекты» («Public Policy Project» Университета Калгари – Горбачев – Фонда)
Руководитель: Л. А. Фадеева
Специфика проекта выступила в выявлении социальных и культурных аспектов консолидации локальной демократии и развития региональной политической культуры.
Партнером ПермГУ выступил самый северный университет Канады – университет Северной Британской Колумбии. В ходе реализации проекта пермские ученые посещали не только университет в Принс-Джордж, но и поселения индейцев, которым канадское правительство решило «вернуть долги». Проект позволил соотнести понятия и реальность в отношении локальной демократии как в самой Канаде, так и в сравнительной перспективе. Канадские коллеги с большим интересом участвовали в мероприятиях в Перми. В марте 2003 г. был поведен симпозиум «Публичная политика в социальной сфере: региональная модель».
В ходе работы участники симпозиума познакомились с новейшими результатами исследований публичной политики в социальной сфере в российской политической науке (доклады С.В. Рогачева, Л.А. Фадеевой, С.П. Перегудова, К.Г. Холодковского, А.Е. Чириковой, Н.Ю. Беляевой, Ю.А. Красина, В.А. Медведева и др.), обсудили следующие вопросы:
- ситуация в социальной сфере и проблемы консолидации общества и социального партнерства
- социальная ответственность бизнеса и публичная политика в социальной сфере
- соотношение роли Центра и регионов в осуществлении социальной политики
- взаимоотношения государства и общественных организаций в социальной сфере
- роль гражданского общества в разработке и осуществлении публичной политики в социальной сфере
- организационная и институциональная структура гражданского общества
- институциональные аспекты публичной политики в социальной сфере
В ноябре 2003 г. кафедра провела также научно-практический семинар по политическому менеджменту «Проблемы политического менеджмента в контексте выборов в Государственную Думу 2003 г.». В семинаре приняли участие ученые пермских вузов, представители областной администрации, облизбиркома, депутаты Городской Думы и Законодательного Собрания Пермской области, журналисты. В качестве слушателей выступили студенты-политологи ПермГУ. В ходе семинара обсуждались различные аспекты организации и проведения выборов в Государственную Думу, прежде всего, в Пермской области. По этим вопросам выступили Председатель областной избирательной комиссии А.Н. Лебедев, руководитель отдела социологического мониторинга администрации Пермской области В.А. Бурко. Профессор О.Б. Подвинцев посвятил свое выступление проблеме профессионализма специалистов в области PR, преподаватель МГУ Т.Н. Пищева дала характеристику психологических аспектов политического процесса. В ходе семинара прошло совместное заседание регионального отделения Российской ассоциации политической науки и Ассоциации экспертов-менеджеров. Кроме того, была проведена презентация Клуба реформаторов, созданного в Пермском государственном университете по инициативе студентов-политологов. Цель Клуба реформаторов – развитие креативных способностей студенческой молодежи, содействие их политической социализации, общественной активности, вовлечению в обсуждение и решение проблем развития регионального сообщества. Затем в рамках семинара прошло заседание Клуба реформаторов, на котором обсуждались основные направления его деятельности, приоритеты, миссия.
Специальное место реализации проекта было отведено в рамках «Социального Форума – 2004».
2003-2004 г.
«"Четвертая власть" и проблема становления гражданского общества (на примере Пермской области)» (РГНФ № 03-03-00399а)
Руководитель: Л. А. Фадеева
В рамках проекта анализу подверглись положение и информационная политика СМИ на примере Пермской области.
В ходе исследования, осуществленного в 2003 г., был дан анализ региональных СМИ как акторов и агентов региональных политических процессов, проведена серия экспертных интервью с редакторами ведущих печатных СМИ Пермской области, в ходе которых определенное внимание уделялось конфликту «ФСБ-«Звезда».
Участники проекта исследовали изменение политики СМИ в плане позиционирования региона, механизмы и технологии позиционирования. Существенное место в реализации проекта занял анализ влияния СМИ на имидж региональных политических лидеров, в особенности, и.о. губернатора Олега Чиркунова. На взгляд исследователей, СМИ стали рассматриваться властью как важный инструмент позиционирования, а не просто лояльный институт. На отношении регионального руководства к СМИТ сказались изменение состава губернаторской команды, а также стиля руководства и имиджа руководителей, стремление демонстрировать публичность и транспарентность региональной политики.
2003 г.
«Региональный политический режим и региональная политическая культура (на примере Пермской области)» (Фонд МакАртуров)
Руководитель: Л. А. Фадеева
Проект был инициативным, ориентированным на более глубокое понимание процессов в регионе не только в институциональном измерении, но и в плане влияния политико-культурного феномена на региональные политические процессы.
«Стратегии бизнес-элит в процессе консолидации регионального политического режима в Пермской области» (РГНФ № 02-03-00167-а/Т)
Руководитель: Л. А. Фадеева
В ходе реализации проекта был проведен анализ элементов институционального и социо-экономического порядка, способствующих трансформации и консолидации политического режима в Пермской области, что позволило выявить специфику взаимодействия бизнеса и власти.
2002 г.
«Влияние характера внутриэлитных отношений на функционирование региональных политических институтов Пермской области» (РГНФ № 02-03-18341а)
Летняя школа «Европейская идентичность: ценностные и идейно-политические аспекты» (грант Института «Открытое общество» — Фонд Сороса № HAD 221)
Руководитель: Л. А. Фадеева
Проект продолжил ориентацию кафедры политических наук на привлечение молодых исследователей из разных российских регионов по актуальной европейской проблематике.
2001-2004 г.
«Создание модели интегрированного политологического образования на региональном уровне» (Национальный фонд подготовки кадров)
Руководитель: Л. А. Фадеева
Проект нацелен на создание модели интегрированного политологического образования на региональном уровне.
Важным условием успешной проекта реализации стало взаимодействие пермских политологов с коллегами из ведущих политологических центров России. В 2002-2004 гг. в Пермь приезжали для чтения лекций, проведения занятий, участия в летних школах, конференциях и семинарах такие специалисты, как И.М. Бусыгина, Г.Г. Водолазов, Д.А. Данилов, О.В. Гаман-Голутвина, Б.Г. Капустин, Ю.А. Красин, А.И. Никитин, В.И. Пантин, С.П. Перегудов, С.В. Рыженков, А.И. Соловьев, И.С. Семененко, А.Е. Чирикова. В ходе проведения семинаров и летних школ, общения пермских политологов со столичными специалистами шли профессиональные дискуссии, обсуждались проблемы развития политической науки, преподавания политологии, формировалась система профессиональных и межличностных связей. Постоянное общение преподавателей, аспирантов и студентов ПермГУ с исследователями из ведущих научных центров российской политической науки было своеобразным камертоном и, одновременно, важным стимулом развития кафедры политических наук. Хотя вышеуказанные проекты были нацелены на обеспечение учебного процесса, однако, их логика и уровень поставленных задач обусловили тесную взаимосвязь учебной и научной составляющей.
Следовало обеспечить тесную связь обучения студентов специальности «Политология» с нуждами региона (с учетом его специфики). Предпосылкой этого стала сложившаяся система связей выпускающей кафедры и руководства факультета с органами власти и общественными организациями Прикамья. Руководители и специалисты властных структур, представители различных политических объединений, обладающие необходимым потенциалом, привлекаются для чтения специальных курсов, имеющих практическую направленность. Сложилась традиция проведения преподавателями-политологами совместных научно-практических семинаров с областной администрацией. В состав участников таких конференций входят пермские ученые и ведущие столичные специалисты, аудиторию в значительной степени составляют студенты специальности «политология». Студенты последовательно проходят учебную практику в избирательных штабах, политических партиях и общественных организациях, органах государственной власти и местного самоуправления. При этом осуществляется прочная двусторонняя связь между университетом (факультетом, кафедрой) и названными политическими акторами, которые являются основными работодателями для выпускников специальности. Реализация проекта способствовала оптимизации данного процесса.
2001 г.
Европейская Летняя школа «Политические процессы в странах ЕС. Европейская интеграция и развитие политической системы государств-членов ЕС» (грант Института «Открытое общество» - Фонд Сороса № НZE 101 и Комиссии Европейского Союза № MD-497)
Руководитель: Л. А. Фадеева
Проект был апробацией кафедры политических как организатора серьезного научного и в то же время молодежного мероприятия. Он способствовал привлечению в дальнейшем на мероприятия, организованными кафедрой, креативных и заинтересованных участников, но, прежде всего, экспертов.
2000-2004 г.
Проект кафедры политических наук ПГУ в рамках Мегапроекта ИОО-Фонд Сороса «Развитие образования в России» (программа поддержки кафедр)
Руководитель: Л. А. Фадеева
В результате проекта все преподаватели кафедры прошли стажировки на факультете политологии в МГИМО.
Консультации и рекомендации профессоров МГИМО (У) А.Ю. Мельвиля, Т.А. Алексеевой, И.М. Бусыгиной, М.В. Ильина, А.И. Никитина, В.И. Пантина помогли преподавателям кафедры разработать новые курсы, модернизировать уже читаемые курсы и подготовить к публикации учебно-методические материалы и пособия в соответствии с требованиями современной политической науки. Программы «Молодые преподаватели России: междисциплинарная перспектива», «AUDITORIUM.RU», «Управление изменениями в высшем образовании» дали новые импульсы развитию пермской политологической школы.
2000 г.
«Институционализация региональной политики в Уральском регионе» (РФФИ № 00-06-80121)
Руководитель: Л. А. Фадеева
Проект направлен на решение важной научной проблемы анализа политической институционализации и институционализации гражданского общества в одном из крупнейших регионов России – Пермской области, которая в соответствии со своим географическим положением является частью Уральского мегарегиона.
В цели проекта входит анализ системы горизонтального разделения властей на региональном уровне и на местах, а также характеристика системы сдержек-противовесов. Был изучен комплекс документов, характеризующих политическую жизнь региона этого периода. В частности, анализу подверглись архивные источники, хранящиеся в государственном архиве новейшей истории и общественно-политических движений Пермской области, отражающие разрушение механизма реализации власти партийной структуры, а также взгляды на власть различных политических организаций Прикамья. Кроме того, была проанализирована региональная пресса конца 80-х-90-х гг., а также нормативные акты СССР, России и Пермской области, отражающие процесс изменения взаимоотношений различных органов власти в области, перераспределение полномочий и т.д.
Степень свободы СМИ в регионе оценивалась, в частности, по удельному весу критических публикаций в адрес губернатора, мэра, властных институтов регионального уровня.