Фундаментальное образование в бакалавриате:
политология и международные отношения

Политология

В 2019 г. по очной форме — 8 бюджетных мест и 18 мест по договорам на оплату обучения.
 
Формированию профессиональных компетенций у выпускников данного направления способствует изучение теории политики, истории политической мысли, политической социологии, политической этики, основ политической философии, политической истории России, методологии политической науки, сравнительной политологии, политической психологии, политического менеджмента, политической конфликтологии, политического консалтинга и PR, политического анализа и прогнозирования, мировой политики и международных отношений, политических процессов и институтов в регионах мира. 
 
Практические навыки студенты получают в общественно-политических организациях и политических партиях, а также в административных органах городского и регионального уровней, средствах массовой информации. Педагогическая и научно-исследовательская деятельность политологов может осуществляться в ВУЗах, академических институтах, школах, лицеях, учебных заведениях профессионального образования. 
Основные виды профессиональной деятельности выпускника связаны с работой в органах законодательной и исполнительной власти, в политических партиях и общественных  организациях, в консалтинговых службах, в пресс-службах органов управления и контроля и средствах массовой информации. 
 

История (ЕГЭ) 
Обществознание (ЕГЭ) 
Русский язык (ЕГЭ) 

В 2019 г.:

История (ЕГЭ) – 35
Обществознание (ЕГЭ) – 44
Русский язык (ЕГЭ) – 40

Международные отношения

В 2019 г. по очной форме — 7 бюджетных мест и 17 мест по договорам на оплату обучения.
 
Формированию профессиональных компетенций у выпускников данного направления способствует изучение теории и истории международных отношений, международного и европейского права, ведения переговоров, основ дипломатического протокола и этикета, анализа и прогнозирования международных конфликтов, анализа современной европейской политики, основ мировой экономики. Программа предусматривает обучение двум иностранным языкам на высоком профессиональном уровне (первый иностранный язык — английский, второй иностранный язык, по выбору, — немецкий или французский).
 
Образование по направлению «Международные отношения» позволяет выбирать различные образовательные траектории: выпускники могут продолжить свое обучение в магистратуре, выбрав для себя направления «Политология», «Юриспруденция», «Международные отношения» и др. Кроме того, профессиональная подготовка по двум иностранным языкам, навыки перевода открывают реальные возможности для продолжения учебы за рубежом. 
Выпускники смогут работать в сферах, связанных с международным социально-политическим, культурным, торгово-экономическим взаимодействием, трансграничными связями и сотрудничеством российских регионов с зарубежными странами, прежде всего, странами ЕС: в системе загранучреждений МИД РФ, в торговых представительствах и филиалах российских компаний за рубежом и зарубежных компаний в России, в международных департаментах органов государственной, муниципальной власти.

История (ЕГЭ) 
Иностранный язык (ЕГЭ) – английский, немецкий или французский 
Русский язык (ЕГЭ)

В 2019 г.:

История (ЕГЭ) – 35
Иностранный язык (ЕГЭ) – английский, немецкий или французский – 26
Русский язык (ЕГЭ) – 40

Магистерские программы

С 2019 г. кафедра реализует две принципиально новые магистерские программы, разработанные с учетом тенденций развития политологического знания в современном мире и требований, предъявляемым этим миром к выпускаемым магистрам.  

Программа «Академические политические исследования: логики, методологии, техники» (рук. П. Панов) ориентирована на академические исследования, в то время как «Политическое развитие в современном мире: технологии и коммуникации» (рук. К. Сулимов) — магистерская траектория, делающая акцент на исследования неакадемического, экспертно-аналитического формата. Важно при этом, что обе программы призваны дополнять и обогощать содержание друг друга.

Подробная «дорожная карта» для абитуриентов магистерских программна сайте Пермского университета в разделе «Поступающим» и в официальной группе кафедры Вконтакте

«Академические политические исследования: логики, методологии, техники»

В 2019 г. по очной форме — 8 бюджетных мест и 1 место по договорам на оплату обучения.

Цель программы – формирование и отработка навыков академической работы, методологии исследований, проектирования и реализации исследовательских проектов.

Программа для тех, кому интересно заниматься исследовательской деятельностью, кто допускает для себя такую жизненную траекторию, как исследовательская карьера и имеет желание приобрести необходимые для этого навыки.

Каждый выпускник бакалавриата в какой-то мере пробовал себя в исследовательской работе – писал курсовые работы, ВКР, а кто-то готовил выступления на конференциях, публиковал научные статьи. Поэтому все понимают, что исследовательская работа – очень особый вид деятельности. С одной стороны, ее отличает монотонность процесса. Она требует ясности мысли, точности формулировок, тщательного и даже чрезмерного обоснования каждого тезиса. Надо перечитать и осмыслить уйму литературы, чтобы знать, что уже сделано в изучаемой предметной области. Надо выстроить дизайн исследования, найти необходимые для решения исследовательской задачи данные, что порой бывает непросто. Надо найти такие методы работы с данными, чтобы получился обоснованный результат. И все равно коллеги будут критиковать, находить пробелы, а значит – придется доделывать и переделывать, еще и еще раз вносить уточнения, искать более точные формулировки и убедительные обоснования.

С другой стороны, исследовательская работа невероятно увлекательна, потому что это – постоянный поиск и новые проблемы. Здесь нет «готовых и окончательных» решений, их всегда надо искать. Какие данные лучше, а какие хуже? Какие методы более адекватны? Как интерпретировать результаты? Почему они оказались не такими, как «должны быть»? Почти не бывает исследований, которые идут так, как запланировано, всегда что-то не получается, что-то заранее не было предусмотрено. Исследование – это пробы и ошибки, это вызовы и ответы, это надежды и разочарования, а потом новые надежды. Поэтому академическая деятельность требует настойчивости и твердости, сильной мотивации не бросить то, что раз за разом не получается, а снова и снова браться за решение задачи.

Магистратура по политологии в ПГНИУ – прежде всего, для тех, кто готов к деятельности, требующей постоянного, порой мучительного поиска, преодоления неудач и ошибок, кто хотел бы исследовать политику. Для этого необходим определенный объем базовых знаний о политике, основных концептов, теорий, эмпирических материалов и т.д. Поэтому программа ориентирована, в первую очередь (но не исключительно), на выпускников бакалавриата по направлению «Политология».

Примерный учебный план (академическая магистратура)

Вступительные испытания: индивидуальные достижения и письменный экзамен.

Содержание программы:

Этот курс о том, зачем сравнивать, что сравнивать и как сравнивать, чтобы получать обоснованные ответы на вопросы, которые ставит перед собой исследователь политики. Имеет ли смысл сравнивать красное яблоко и оранжевый апельсин? Зачем? Что может дать это сравнение? На какой вопрос оно позволит ответить, а в каком случае такое сравнение окажется абсурдным? Аналогичные вопросы возникают и в политических исследованиях: надо ли сравнивать, а если надо, то зачем леворадикальную политическую партию и ультраконсервативную подпольную террористическую группу; пропорциональную избирательную систему и президентскую форму правления; организацию работы аппарата Белого дома при президенте Трампе и системы общественного контроля за выживанием белых медведей в Арктике. И даже, казалось бы, очевидное сравнение демократической и республиканской партий США, политических режимов в странах Латинской Америки и т.п. на самом деле тоже проблематично: что, кроме удовлетворения собственного любопытства, даст такое сравнение? Будут ли его результаты иметь научную значимость? Но даже если имеют, возникает вопрос, как убедить коллег в том, что полученным результатам можно доверять? Для этого есть только один способ: продемонстрировать, что эти результаты получены на основе методологически корректных процедур. Именно на отработку разнообразных методов сравнительного анализа нацелен данный курс – на практике, на конкретных примерах, на собственных исследованиях магистрантов. В рамках курса будут рассмотрены разнообразные методы количественного анализа, так называемые large-N сравнения, когда в распоряжении исследователя большое количество «единиц наблюдения» с их разнообразными характеристиками. Их могут быть десятки, сотни, а порой тысячи и десятки тысяч – например, респонденты, заполнившие анкету; депутаты представительных органов; тексты в социальных медиа и т.п. Как не утонуть в этом массиве данных? Как отобрать нужное для исследования? Бывает и наоборот, когда характеристик много, а «единиц наблюдения» мало, и тогда уместно использовать методы качественного сравнительного анализа (QCA). Для применения этих методов в ходе данного курса будут освоены технологии работы в специализированных программных пакетах R и SPSS. Можно пойти иным путем и выбрать несколько интересных отдельных случаев и изучить их более глубоко и основательно (так называемые small-N сравнения). На этом пути, однако¸ тоже немало подводных методологических камней: как правильно отобрать эти случаи, сколько их должно быть, чтобы можно было сделать обобщение полученных результатов, когда и как это возможно?

Дисциплина представляет собой курс, в ходе которой осваивается компетенция по применению разнообразных современных методов политических исследований для реализации исследовательских проектов. В результате изучения курса студенты овладевают навыками использования количественных и качественных методов анализа политического текста. Наряду с этим развиваются навыки работы с программными ресурсами, использование которых позволяет проводить исследование больших массивов политических текстов. Особое значение в обучении уделяется наряду с контент-анализом развитию навыков использования различных методик качественного дискурс-анализа. Перспективные методики дискурс-анализа открывают возможности работать как со структурой политических текстов и их формальными лингвистическими единицами, так и научиться определять «узловые точки» текста, выстраивать цепочки эквивалентности, моделировать когнитивные карты текстов и оценивать их идеологическую подоплеку.

Феномен политической власти и практики его осмысления являются центральными в предметном поле политических наук. Правомерным является утверждение о том, что именно политическая власть во всех ее измерениях и ипостасях, многообразии функционирования, жизни в поле политики является его связующим и системообразующим звеном. Именно через призму феномена политической власти можно рассматривать и объяснять иные политические явления, события, процессы. Дисциплина «Политико-властные отношения: методология исследования» нацелен на формирование навыка осмысления и интерпретации феномена политической власти с помощью различных теоретико-методологических подходов, сложившихся в социальных науках. В результате освоения данной дисциплины выпускник познакомится с разнообразными социальными и политическими теориями, позволяющими  понимать и интерпретировать политико-властные отношения; научится использовать их в исследовательской практике.

Проблематика исследования территориальных сообществ в настоящее время приобретает важное прикладное значение. В современных условиях все чаще актуальным становится поиск ресурсов идентичности, позволяющих облегчить решение задач сплочения сообщества общими символами и ценностями, а также узнаваемости территории и укрепления его позиций в сетях взаимодействий. Поиск эффективного исследовательского инструментария и освоение методик, позволяющих анализировать указанные практики, с одной стороны, и их приложение в управленческих целях, с другой, определяют актуальность курса «Методы исследования территориальных сообществ». Дисциплина будет представлять собой курс лекций и практических занятий, направленный на приобретение и развитие навыков анализа территории (региона, города, внутригородских районов) как пространства социально-политических и социо-культурных взаимодействий. В ходе курса студенты овладеют навыками применения методов пространственного анализа, когнитивного моделирования  и картографирования с помощью современных методов и перспективных информационно-коммуникационных технологий. Новаторским ракурсом курса станет изучение методик анализа символических источников, памятных мест.

Курс построен на анализе кейсов и нацелен на формирование понимания объяснительных возможностей политической науки у тех, кто не включен вообще или недостаточно включен в академический политологический контекст. 

Суть и смысл курса – помочь стать «сознательным» мыслителем, то есть ученым, который «всегда понимает исходные посылки и скрытые смыслы своих действий» (Ч.Р.Миллс). По меткому и едва ли устаревшему диагнозу Джованни Сартори масса политических ученых тяготеет к двум порочным полюсам: «несознательному» и «сверхсознательному». При этом, по крайней мере на поверхности, между ними оказывается много общего – метод исследования (как технология) торжествует над методологией, то есть самой логикой и основаниями научного исследования. Рецепт избегания этих крайностей на словах прост – «золотая середина». Но что это значит? «В фундаментальном смысле методология невозможна без логоса, без размышления о мышлении» (Дж.Сартори). Эпистемология как раз про это – и данный курс про то, как возможно политическое знание, и в каких разных парадигмах и логиках возможны и продуктивны исследования политики. При этом этот курс не про то, к какому парадигмальному подходу присоединиться.  И уж тем более не про то, какую теорию или методы выбрать для конкретного исследования – это каждому придется решать самому. Политическая наука – эклектичная наука (Г.Алмонд). Это значит, что в ней уживаются разные, в том числе прямо противоположные и отрицающие друг друга подходы. И строго говоря, нет нужды становиться сектантом одного из них – ведь это и означает прибиться к одному из порочных полюсов. Это, правда, не значит, что можно свободно менять парадигмальные подходы «для целей исследования» как перчатки. Именно потому, что они не сводятся к исследовательским техникам и технологиям. Но можно научиться видеть их сильные и слабые стороны, понять и освоить их познавательную ценность. Кроме того, этот курс призван помочь почувствовать гордость за выбор социальной науки в качестве профессиональной стези, и политической науки – в частности. Ведь социально-гуманитарное знание явно сложнее любого (не указывая пальцем…) другого – потому что только в нем невозможно поставить окончательную точку в исследовательском вопрошании – а почему так? – в ответ на каждый новый результат. Наконец, рефлективность и парадоксальность политического знания постоянно «искривляют» саму политику и политическое (и соответственно исследования их) в разных парадигмах и логиках – и нужно умудряться быть на ты с этими искривлениями.

Логика построения дизайна исследовательского проекта, а главное – это будет «место» для коллективной работы участников программы – и студентов, и преподавателей. В рамках НИС будут презентации и обсуждения результатов исследований и новых исследовательских проектов.

В рамках этого курса у магистрантов не будет возможности не прокомментировать актуальную политическую новость, избежать выступления на радио или в блоге, не написать несколько экспертных текстов про политику в пермские издания. При этом все это делать надо будет лучше, чем делают это сейчас из тех, кто отвечает за политику, кого принято смотреть, слушать или читать. Большая миссия курса – повысить качество публичной политической экспертизы в современной России и предоставить магистрантам возможность активно в этом участвовать – к их и общей пользе.  Курс призван помочь магистрантам продуктивно использовать достижения академического политического знания в прикладном отношении.

В рамках практик будут отрабатываться навыки академического письма – academic writing, а также проведения политико-социологических исследований, включая полевую работу.

«Политическое развитие в современном мире: технологии и коммуникации»

В 2019 г. по очной форме — 8 бюджетных мест и 1 место по договорам на оплату обучения.

Цель программы – сформировать знания о мире политики, навыки ее анализа и коммуникации для успешной карьеры в сфере науки и образования, политико-административного управления, политической журналистике, в области экспертизы политических процессов.

Программа интересна как для выпускников бакалавриата /специалитета факультетов политологии, международных отношений, истории, филологии, журналистики, философии, права, регионоведения, географии, социологии, так и всех интересующихся современной политикой и желающих приобрести конкретные социально-технологические навыки в ее понимании и интерпретации.

Программа ориентирована на формирование навыков анализа данных, чтения и письма (публицистика, эссе, аналитика), презентаций, коммуникаций разных форматов (интервью, переговоры, дебаты, публичные выступления перед разными аудиториями), проектной работы, публичной политической экспертизы.

Выпускники магистерской программы могут реализовать себя в качестве специалистов и экспертов в различных сферах деятельности, сопряженной с современной политикой и международными отношениями:

  • печатные и интернет-медиа,
  • креативные индустрии,
  • частные, государственные и общественные социальные проекты, в т.ч. международной направленности
  • образование и просветительская деятельность в области современной политики и международных отношений,
  • аналитические и экспертные службы,
  • PR & GR.
 
 
Содержание программы:

Базовый модульный курс про разные измерения/стороны политики: институциональные, территориальные, уровневые и т.п., который будет вводить и/или углублять в мир политики.

Курс построен на анализе кейсов и нацелен на формирование понимания объяснительных возможностей политической науки у тех, кто не включен вообще или недостаточно включен в академический политологический контекст. 

Курс нацелен на формирование набора практических навыков, в том числе в отношении поискового анализа данных, баз данных, визуализации данных, использования актуальных программных пакетов и т.п.

В рамках этого курса у магистрантов не будет возможности не прокомментировать актуальную политическую новость, избежать выступления на радио или в блоге, не написать несколько экспертных текстов про политику в пермские издания. При этом все это делать надо будет лучше, чем делают это сейчас из тех, кто отвечает за политику, кого принято смотреть, слушать или читать. Большая миссия курса – повысить качество публичной политической экспертизы в современной России и предоставить магистрантам возможность активно в этом участвовать – к их и общей пользе.  Курс призван помочь магистрантам продуктивно использовать достижения академического политического знания в прикладном отношении.

 

Модульный курс, включающий в себя проблематику города в теории и на практике, имиджевой политики и брендинга территорий, менеджмента в сфере образования, культуры и науки.

Нередко можно услышать выражение: «Политика – это игра». Сравнение политики с игрой, как правило, носит нелестный для политики и политиков характер. А можно ли «научиться политике», играя? Использовать игровые методы, чтобы понять политику? Чтобы стать экспертом в сфере политики? Авторы курса «Современные технологии интеллектуальной активности в политике» уверенно отвечают: «Можно!». В рамках курса можно познакомиться с основными принципами игрового моделирования, с примерами организации ролевых игр по политическим сюжетам, а также с политическими симуляторами в видеоиграх. Такие знания важны и сами по себе. Но их ценность возрастает, когда знания  используются для формирования и отработки навыков игрового моделирования политических сюжетов, для продвижения результатов групповой и индивидуальной активности публичного эксперта в политике. В процессе обучения студентам станут понятными и доступными составление модерационных и ментальных карт, метричных диаграмм, анализ полей и методика форсайта. Как определенный итог,  в завершение курса будут апробированы полученные навыки организации групповой интеллектуальной активности на одной из значимых социально-политических тем сообщества (местного, городского, профессионального и пр. – по выбору студента).

Практико-ориентированный исследовательский семинар для презентации и обсуждения подготовленных магистрантами проектов.

В центре изучения курса лежит информация как политический и как управленческий ресурс. Мы научимся понимать язык политики, анализировать политическую речь, политический дискурс и политическую риторику.  Магистранты погрузятся в жанровое пространство политических речей и смогут не только найти отличия между поздравительной речью и отчетным докладом, но и подготовиться к участию в  предвыборной агитации и парламентских дебатах. Благодаря работе с понятиями «информационная политика», «киберполитика», «цифровая демократия», мы выявим особенности создания текстов для организаций и веб-пространств, овладеем такими способами представления информации, как визуализация, прототипирование, story telling, сценарии, слайдология, road map, dash board, инфографика. Особое внимание уделим усвоению правил дискуссии и спора и навыков  ведения переговоров. Знание речевых коммуникаций и технологий выступления в СМИ отработаем на практиках подготовки комментариев для ТВ и участия в прямых эфирах на телевидении и радио.

Курс направлен на формирование и навыков переводческой деятельности, основанных на знании лингвострановедческих особенностей работы переводчика.

Аспирантура

Кафедра осуществляет обучение в аспирантуре по направлению подготовки кадров высшей квалификации 41.06.01 «Политические науки и регионоведение». Выпускники аспирантуры специализируются в области исследования институциональных и социокультурных измерений политики. 

Аспиранты активно привлекаются к выполнению исследований в рамках реализации исследовательских проектов, финансируемых как российскими, так и зарубежными научными фондами. Для работы над исследованием возможна организация для аспирантов академической мобильности и стажировок по разным грантам.
 
Срок обучения в аспирантуре: 3 года (очная форма). Трудоемкость программы – 180 з.е.
 
В 2019 г. по очной форме обучения — одно место по договорам; по заочной форме — два места по договорам. Обучение осуществляется только на договорной основе.
 
Поступающие в аспирантуру в 2019 году сдают вступительное испытание в устной форме по специальной дисциплине, соответствующей профилю направления подготовки, по билетам, включающим три вопроса, каждый из которых оценивается по 5-балльной шкале. Программа вступительного испытания в аспирантуру.
 
 
 

50

бюджетных мест в 2018 году

Приём в 2019 году

Актуальная информация о приеме опубликована на сайте Пермского университета в разделе «Поступающим» .