Доцент кафедры политических наук Пермского университета Ксения Пунина в весеннем триместре читала учебный курс «Деловой протокол и этикет» для студентов, в 2019 году завершающих обучение по программе бакалавриата «Международные отношения». Итоговое занятие состоялось в необычном формате.
«Это был зачет в форме деловой игры «Визит иностранной делегации на историко-политологический факультет». Студенты отрабатывали все те навыки, которые получили в рамках изучения курса: знакомство, приветствие, переговоры, рассадка, организация пространства, работа протокольных служб. Переговоры проходили на английском языке с работой переводчика», — рассказывает Ксения Александровна, выражая особую благодарность за экспертную поддержку деловой игры помощнику проректора по общим вопросам Пермского университета Марине Игоревне Мильман.
Распределение ролей между участниками — важный компонент деловой игры: так, например, студентка Эля Харисова играла роль руководителя Оксфордской делегации, а её одногруппница Елена Ахметова примерила на себя образ декана факультета.
Эля рассказывает о своих впечатлениях следующее:
«Нашим последним заданием в рамках курса «Деловой протокол и этикет» была деловая игра «Визит иностранной делегации на историко-политологический факультет». Игра была максимально приближена к реальности, включая такие моменты, как встреча делегации в кампусе университета, ознакомление с его территорией. Учитывалось буквально все — по какую руку от декана ИПФ идёт декан исторического факультета Оксфорда, кто открывает двери, как сдаётся верхняя одежда. Игра позволила нам применить на практике большинство тех правил и советов, какими с нами делились на лекционных занятиях.
Процессом мы заметно увлеклись несмотря на то, что для нас это была первая модель переговоров именно на английском языке, что значительно усложняло задачу. Однако опыт с предыдущих моделей переговоров помог нам правильно сформировать свои позиции и соблюсти ключевые моменты. К концу игры мы смогли прийти к реальным соглашениям и закончить переговоры согласно деловому этикету — с благодарностями за работу от лиц обеих делегаций и вручением подарков.
Данная игра была самой сложной из всех, что у нас были, и включала в себя все наши учебные задания. Мы смогли проверить свои навыки как в качестве организаторов деловых мероприятий, так и в качестве участников. Это действительно был один из самых полезных и практических курсов для нас, и он помог увидеть, в чем нам нужно совершенствоваться и набираться опыта».
Рассказ о прошедшей игре продолжает Елена:
«В рамках курса «Деловой протокол и этикет» наша группа подготовила небольшую деловую игру, нацеленную на приём иностранной делегации. Я как глава делегации принимающей стороны должна была встречать гостей, а затем вести переговоры. Так как игровой опыт ведения переговоров у меня уже был (я получила его в рамках других курсов), особый интерес для меня представляла встреча иностранной делегации. Некоторые тонкости все же ускользнули от меня, например, нужно было знать, кто должен зайти первым в лифт и выйти из него — идея подняться на нем, а не по лестнице возникла спонтанно -, но это не помешало смоделировать и проиграть ситуацию. Провести иностранную делегацию по корпусам университета представляет некоторую сложность, ведь нужно остановиться на особо значимых моментах, которые должны быть напрямую связаны с целью визита делегации, ее составом, интересами участников.
Кроме этого, сам процесс подготовки к данному семинарскому занятию был весьма интересным и продуктивным. В ходе обсуждения возникали споры, дискуссии, но, несомненно, абсолютно все участники создания программы пребывания, примерного плана переговоров и других не менее важных вещей активно пытались найти пути решения, при этом используя все свои знания, полученные в рамках данного и других курсов. Я считаю, что мы организовали все на достаточно достойном уровне, так как я и мои одногруппницы ни разу не попадали в такую ситуацию.
По моему мнению, данный курс был самым практически ориентированным в учебном плане направления «международные отношения», что позволяет в дальнейшем использовать полученные навыки в профессиональной деятельности».