Наука и жизнь сегодня: противопоставление или единство? Состоялась публичная лекция Константина Сулимова

В завершение первого дня студенческой региональной конференции «Апрельские тезисы» — интеллектуально насыщенного и по-весеннему тёплого — с публичной лекцией выступил Константин Сулимов, заведующий кафедрой политических наук Пермского университета.

Ключевым тезисом спикера выступил вопрос о том, как связаны наука и жизнь сегодня. «Противопоставление науки и жизни нерелевантно, оно ложно», — обозначил свою позицию в отношении актуальной реальности Константин Андреевич. Используя логику Г. Кинга, Р. Кеохейна и С. Вербы в качестве ключевого объяснительного посыла (в отношении того, что социальное исследование — это производство выводов на основе полученных знаний об окружающем мире), лектор продемонстрировал общность науки и жизни. И то, и другое предполагает следование этой логике — выработать теоретические ожидания и проверить их на собранном эмпирическом материале.

Исследователь при этом может играть как минимум три роли:

1) учёный, который работает в своём кабинете и производит знание, раскрываемое в научных статьях;

2) эксперт, который выходит во внешний мир и начинает советовать этому внешнему миру, как лучше поступить в тех или иных условиях (обслуживает чужие решения);

3) актор / субъект, который вырывается во внешний мир, чтобы что-то изменить в нем самостоятельно.

Заказчик исследований тоже может быть различен: им может выступать «истина» (в менее философской формулировке — научное сообщество), внешний актор либо исследователь может быть заказчиком для себя самого (изучать что-то ради удовлетворения собственного любопытства).

Важным фрагментом выступления стало содержательное различение между академическими (научными) и экспертно-аналитическими исследованиями. Ключевой водораздел по мнению Константина Андреевича заключается в следующем: научное исследование не обязательно влечет за собой возможность принятия конкретных публичных решений, а экспертно-аналитическое эту возможность всегда влечет.

Финальным аккордом лекции выступила мысль спикера о том, что «нужно продолжать вливание науки в жизнь, потому что это повышает адекватность восприятия реальности».