Как появляются фейки? Что такое цифровая гигиена и зачем нужен телевизор? На эти вопросы ответила кандидат политических наук Алёна Садилова

Доцент кафедры политических наук ПГНИУ Алёна Садилова рассказала о фейка и приёмах фильтрации новостей. Она отметила, что фейки начали активно распространяться после появления социальных сетей. Количество их пользователей постоянно растёт и каждый человек становится источником информации.

Целью фейковых новостей может быть создание ложных представлений о процессах или людях. При этом подобные сообщения могут быть очень похожи на правду. Эксперт отмечает, что сокращение времени на прочтение новостей повышает восприимчивость к фейкам. Также фейки воздействуют на эмоции, это блокирует рациональное восприятие информации. 

Эксперт отметила, что изначально фейки были безобидным развлечением. Затем начали появляться намеренные ложные сообщения, которые распространяются в контексте всех крупных и значимых событий.

Для распознавания фейка нужно определить автора информации. Если его нельзя найти или он не верифицирован, то сообщение вероятно ложное. Затем стоит обратить внимание на подачу информации. Фейки обычно подаются очень эмоционально. Третий признак фейка – это однобокость сообщения, в котором не представлена альтернативная точка зрения.

Доцент кафедры политнаук считает, что фейки крайне редко встречаются на телеканалах и в других традиционных СМИ, потому что они ограничены законодательством. Но эти источники информации могут содержать полуправду. Алёна Садилова советует сократить каналы получения новостей. По мнению эксперта современное общество генерирует огромное количество информации, которое создаёт условия для распространения фейков. Сохранение только важных источников информации уменьшит вероятность “заражения” фейковой новостью.